С 4 по 7 мая 2021 г. неучебные дни
школа №2, Краснообск
С 4 по 7 мая 2021 г. неучебные дни

Школьная служба медиации



Служба медиации в школе — процесс, в котором участники (конфликтующие стороны) с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают свой спор. Медиатор — нейтральный посредник, помогающий наладить конструктивный диалог между сторонами по поводу возможного разрешения противостояния и в равной степени поддерживающий их в этом. Его главная цель — организовать переговоры таким образом, чтобы стороны пришли к взаимовыгодному решению.



Принципы медиации в школе

Выстраивая свою деятельность медиатор должен придерживаться следующих принципов:

         •    добровольности участия сторон — принуждение в какой-либо форме недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в процессе примирения, как до его начала, так и уже в процессе;
         •    информированности сторон — медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути процесса и возможных последствиях;
         •    нейтральности медиатора — медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если он чувствует, что не может сохранять нейтральность, то должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию в школе;
         •    конфиденциальности процесса — защита должна быть обеспечена как самому процессу, так и документам, его касающимся. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо с возможностью совершения преступления;
         •    ответственности сторон — медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также за соблюдение принципов и стандартов процесса медиации в школе. Ответственность за результат несут обе стороны столкновения. Медиатор не может советовать сторонам, принять то или иное решение;
         •    заглаживания вреда обидчиком — в ситуации, где есть обидчик и жертва, ответственность за принятие решения лежит в первую очередь на обидчике.

Виды медиации в школе

1. Медиация в школе, ориентированная на решение проблем, — предполагает сосредоточенность на интересах людей. Медиатор в рамках данного подхода вначале предлагает сторонам высказать свои позиции, а уже потом помогает им осознать, что у обеих сторон есть общие потребности и интересы.
2. Трансформативная — данный подход основан на способности медиации производить трансформативное воздействие, полезное для участников школьного конфликта. Но достичь такого эффекта можно лишь при условии, что медиатор использует практические методы, которые дают участникам возможность почувствовать свою силу и признать чувства другой стороны. Признание своей силы и степени влияния на процесс активизирует самоопределение и независимость сторон, повышает их способность ясно видеть ситуацию и принимать решения автономно. Признание подразумевает, что стороны в состоянии понять эмоции и точки зрения оппонента и пойти навстречу друг другу в удовлетворении потребностей. Все это помогает участникам достичь взаимопонимания, способствует более чуткому отношению к разным потребностям.
3. Нарративная — основана на убеждении в том, что медиаторы и участники школьного конфликта оказывают влияние друг на друга в ходе диалога, т. е. сама процедура выглядит как процесс, участники которого излагают свой взгляд на происходящее. Медиатор помогает сторонам создать историю, где события, создавшие конфликтную ситуацию, выглядели бы иначе. В такое повествование были бы включены факты и истории, которые прежде оставались вне поля зрения конфликтующих и могли кардинально изменить отношение участников к произошедшему. Принципы, на которых строится нарративная медиация в школе, в основе своей фокусируются на идее о том, что важны не столько сами события, сколько то, как о них рассказывают люди или группы людей.
4. Экосистемная, или семейно-ориентированная медиация в школе, — используется в основном для урегулирования семейных конфликтов. Основная задача — помощь семьям в адаптации к грядущим переменам, сохранении нормальных отношений с детьми. В основе подхода — теория систем, которая позволяет понять различные семейные структуры, отношения и модели поведения и помочь в восстановлении нарушенных отношений. Исследование взаимодействий и моделей общения позволяет медиатору помочь сторонам избежать упрощенного причинно-следственного понимания проблемы, которое способствует «тоннельному зрению» и обмену обвинениями. Если рассматривать противостояние с системной точки зрения, выясняется, что действия каждого члена семьи, включая детей, влияют на реакции и действия других членов семьи. Следовательно, если цель примирения — нахождение решения проблемы, которое действительно сработает на практике, невозможно работать только со взрослыми, не принимая во внимание потребности, чувства и реакции их детей. Ведь вполне возможно, что дети найдут способ помешать реализации достигнутых договоренностей, которые совершенно не соответствуют их желаниям и потребностям.
5. Медиация в школе, основанная на понимании, — предполагает разрешение спора посредством понимания, т. к. более глубокое понимание сторонами их собственных перспектив, приоритетов и интересов, как и перспектив, приоритетов и интересов всех других сторон, делает их способными совместными усилиями преодолеть возникший между ними конфликт. Данный вид примирения предполагает, что именно сами участники, а не профессионалы, наиболее полно представляют себе суть спора и имеют наилучшие возможности найти решение.
6. Восстановительная медиация в школе — разрабатывалась как самостоятельный вид именно в России, поэтому она учитывает специфику нашего общества. Направлена на создание условий для диалога, в процессе которого ответственность за принятые решения лежит на сторонах столкновения, в результате чего происходит заглаживание вреда и восстановление отношений, внутриличностных статусов участников школьного конфликта. Основная задача медиатора — не помирить стороны, а создать такие условия, в которых они смогут сами прийти к важному восстановительному эффекту примирения и заключению договора. Восстановительный примиритель обучен работать с отказами, неготовностью людей принимать на себя ответственность, отсутствием запроса на его работу (особенно с семьями и детьми в «трудной жизненной ситуации»).
7. Оценочная — предполагает, что медиатор влияет на процесс медиации в школе, оценивая происходящее, а при определенных обстоятельствах и оказывает влияние на результат диалога, при необходимости предлагая свои варианты разрешения конфликта

Преимущества медиации в школе

1. Вступление конфликтующих сторон в процесс медиации в школе является исключительно добровольным, медиатор — свободно выбранным сторонами.
2. Конфликтующие стороны вырабатывают и принимают решение. Примиритель никаких решений по поводу спорного вопроса не принимает и не дает никаких рекомендаций.
3. Все решения принимаются только по обоюдному согласию сторон, и обе стороны добровольно принимают на себя обязанности выполнять их. Понятно, что это возможно лишь в том случае, если участники конфликта удовлетворены решениями.
4. Нацеленность на поиск согласия. Стороны перестают искать «правого» и «виноватого» и с помощью посредника обсуждают различные варианты решения конфликта, совместно выбирая из них тот, который обе сочтут наилучшим.
5. Риск медиации в школе минимален, поскольку каждая сторона в любой момент может отказаться от продолжения процесса переговоров.
6. Процесс относительно непродолжителен.

Задачи и функции школьной службы примирения

Один из способов урегулирования конфликтных ситуаций — создание школьных служб примирения как структурного подразделения образовательной организации, которое объединит всех участников образовательных отношений, заинтересованных в разрешении конфликтов.

Чаще всего школьные конфликты независимо от сложности решаются двумя способами:
1) административным (наказание или угроза наказания);
2) участники направляются к педагогу-психологу или социальному педагогу. Подростковые же конфликты межличностного характера заканчиваются в основном либо так называемыми стрелками между учащимися, либо просто замалчиваются. Школьники, таким образом не получают практических навыков конструктивного выхода из конфликтной ситуации: полного разрешения спора не происходит либо решение находит кто-либо за них.

Во избежание подобного целесообразно обращаться к процедуре медиации в школе и нейтральному посреднику, который поможет взаимодействующим сторонам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга, найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного в будущем.
Служба медициации в школе — это форма социально-психологической помощи всем участникам образовательных отношений в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений учащихся (рис. 1). Миссия школьной службы примирения заключается в восстановлении и закреплении в образовательной среде способности к взаимопониманию как культурной традиции. Цель службы медиации в школе: развитие восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения.

Задачи:
• проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера;
• обучение школьников методам эффективного урегулирования конфликтов;
• содействие передаче опыта применения восстановительного подхода к разрешению конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе и среди родителей учащихся.




Все персональные данные размещены и и используются с согласия субъекта(ов) на их (персональных данных) обработку. Данное сообщение является обязательным к размещению. Федеральный закон №152 от 27.07.2006 г.